Что такое мультиметр? и как легко научится им работать

Обновлено:

Данная статья рассчитана для новичков, кто плохо понимает в электричестве, электрике, автоэлектрике, но очень хочет сам научиться пользоваться любым мультиметром, думаю со мной согласятся многие, что очень часто бывает когда нужно проверить или выявить быстро незначительную неисправность самому, потому что отсутствует возможность вызвать электрика или автоэлектрика.

Примеры: потух ночью свет в той комнате где вы смотрели интересный фильм, или перестал включаться чайник а денег на новый нет, или перестал зимой греть единственный электрообогреватель.

А бывает еще хуже не дай бог конечно, на дороге в отпуске глохнет автомобиль и признаки наличия питания отсутствуют.

В такой ситуации помогут элементарные знания и навыки пользование мультиметром, который всегда должен быть как в автомобиле так и дома.

Почему именно мультиметр?

Существует много электроизмерительных приборов, вольтметры, амперметры, омметры, частотомеры и т.д

Можно конечно иметь все эти приборы в наличии но в наше время это уже не актуально и не рационально, так как придумали мультиметр, который заменяет все вышеперечисленные приборы так и другие и все в одном устройстве, в наше время на рынке очень большое многообразие мультиметров в разной ценовой категории, начиная от 400 рублей и заканчивая 150 т.р.

Размеры данных приборов как по весу так и по габаритам достаточно компактны, некоторые из них не больше сотовых телефонов а по весу не превышают 300 грамм, у 80% устройств правила пользование одинаковые, изучив и поняв один вы сможете пользоваться абсолютно любым существующим мультиметром на рынке и практически любой подойдет новичку для замера и выявление простых неисправностей, разница между всеми этими приборами состоит в точности измерения, компактности а также в функциональности от этих основных характеристик и зависит цена, более дорогие приборы нужны для профессионалов где высокий класс точности и больше функций для выявление и настройки сложного электронного оборудования.

Но я как инженер КИПиА могу сказать что даже на производствах электротехническому персоналу закупают приборы не больше 2000 р и этого вполне хватает а вот уже в метрологических ремонтных лабораториях или крупных ремонтных центрах по ремонту бытового и промышленного электронного оборудования уже используют измерительные приборы в ценовой категории в 5-10 раз дороже.

Самая дорогая фирма измерительных приборов это FLUKE, данный бренд производит качественные и надежные приборы, но их цена начинается от 10 - 15 т.р, скажу сразу это как самсунг в смартфонах где четвертую часть суммы платишь за сам бренд.

На рынке также имеются нестандартные формы мультиметров, которые я так же не приемлю в работе может где то они и удобны но рассчитаны под определенные виды работ, не везде такими можно подлезть и произвести замеры.

Знакомство с прибором

Любой мультиметр делится на три блока

  1. блок дисплей (для наблюдения измеряемого параметра а именно его величины).
  2. блок выбора измеряемого параметра (для выбора и переключения на нужный вам параметр для измерения)
  3. блок подключения щупов для измерения ( служит для щупов которыми вы и будете щупать схему в поисках неисправности).

Дисплей

Дисплеи бывают с разной разрядностью чисел, разрядность будет указана в руководстве по пользованию или паспорте на прибор, чем разрядность выше тем больший диапазон в измерениях вы охватите, а также точность измерения, но для новичка разрядности 4^5/6 вполне будет достаточно, ниже приведу примеры где будет понятно какая разрядность у того или иного прибора.

  1. разрядность - 4^5/6 ровна на дисплее - 59999
  2. разрядность - 5^3/4 ровна на дисплее - 399999
  3. разрядность - 4^1/2 ровна на дисплее - 19999
  4. разрядность - 5^1/2 ровна на дисплее - 199999

На дисплее некоторых из приборов так же отображаться измеряемый параметр на которые вы переключили переключателем в блоке параметров, а также иметь подсветку для работы в темное время суток

Внимание любой мультиметр имеет на дисплее значок аккумулятора, указывая на разрядившееся батарейки или аккумуляторы, при его загорании сразу поменяйте батарейки, так как при посаженных батарейках мультиметор может работать, но погрешность показаний будет сильно падать, всегда производите измерение убедившись что значок аккумулятора не светиться на дисплее.

Блок переключения параметров

Повторюсь, рынок измерительных приборов очень разнообразен, у одних функций больше, у других меньше, от этого и зависит функциональность и часть цены на прибор, но есть основные параметры которые присутствовать должны в любом мультиметре, без которых тяжело а порой невозможно выявить точную причину неисправности.

Ниже представлены основные параметры измерения.

  1. Измерение переменного напряжения
  2. Измерение постоянного напряжение
  3. Измерение постоянного тока
  4. Измерение переменного тока
  5. Измерение сопротивление
  6. Проверка диода или транзисторов прям в схеме.
  7. А также прозвонка проводника, бывает звуковая и без.
Ниже отмечены все основные области в блоке переключения параметров, в этом фото отсутствует только переменный ток.

Второй вариант мультиметра отмеченных областей, где присутствует измерение переменного тока.

Конечно существуют мультиметры с большей функциональностью по параметрам измерения, но это уже для людей кто профессионально занимается электрикой, ремонтом электронного оборудования или разработкой своих электронных схем.

Не основные параметры измерения, или нужные для профессионалов в электронике.
  1. Измерение температуры (единственная неэлектрическая величина, на мое мнение лишняя в мультиметрах)
  2. Измерение индуктивности
  3. Измерение емкости
  4. Измерение частоты
  5. Измерение коэффициента усиления и определение цоколевки (где какая ножка, база, эмиттер, коллектор) транзисторов (присутствует практически на всех мультиметрах)
  6. Редко но бывает измерение мощности (но это уже особо не нужный параметр)
  7. А так же бывают функции с низкочастотным генератором.

Ниже пример показано что означает каждая цифра на мультиметре

Для новичка необходимо знать что в чем измеряется, для правильного переключения и замера величин.

Блок подключения щупов

Данный блок нужен для подключения щупов, которыми вы уже непосредственно будите прослеживать тот или иной параметр в электросхеме, или определять исправность схемы активных элементов.

Поясню для тех кто уж совсем в танке, активные элементы это непосредственно источник который производит конечное действие, им является электродвигатель, греющий элемент, или светоэлемент и т.д.

И так в блоке подключения щупов должно быть как минимум два гнезда, со своего опыта такие мультиметры меня не привлекают, так как в таких приборах маленький диапазон измерения тока, как правило всего до 200-400 мА подойдет только для ремонта мобильных устройств на аккумуляторах или батарейках, а в нормальном полноценном мультиметре их должно быть как минимум три, для замера токов до 10-20 А.

Вы спросите почему?...дело в том что если замерять потребление греющих элементов, или к примеру в автомобиле увидеть какой ток идет с генератора на зарядку аккумулятора, или потребление габаритов с фарами ближнего - дальнего света и т.д, то вам просто катастрофически не хватит диапазона измерения, да и не стоит такими мультиметрами измерять большие токи, иначе вы не только не измерите да и спалите сам прибор.

Все профессиональные мультиметры с четырьмя гнездами под щупы, где больше функций и достаточный диапазон по замеру токов, но если вы решили встать на путь электрика работая в промышленности где будет необходимость измерять токи от 20 А и выше, то вам необходим мультиметр с клещами, который просто и безопасно позволит без щупов измерить большие токи, в моем случае мне такие нагрузки проверять практически не приходится так как я работаю Инженером КИПиА где обслуживаю слаботочку.

В блоке щупов переключается только один щуп красного цвета, второй черного цвета всегда находиться в гнезде где написано “COM”, или обозначено знаком земля или минус, как показано на картинке ниже, но это так принято для удобства и никто об этом в сети интернет не говорит.

Если вы щупы поменяете местами то ничего страшного не произойдет вы также сможете измерить любой параметр без проблем, суть в том чтоб один щуп всегда был в гнезде “COM” а другой по необходимости не забывать переставлять, даже если вы перепутаете полярность щупами ничего страшного замер все равно будет только со знаком минус, главно переключить правильно параметр выставив измеряемую величину.

Примеры измерения вышеперечисленных параметров.

Что такое напряжение, сильно вдаваться в объяснения не буду, так как статья не про это, скажу только что напряжение измеряется всегда параллельно, собственно и другие величины измеряются точно так же ПАРАЛЛЕЛЬНО.

Кроме СИЛЫ ТОКА, ну об этом поговорим ниже, а те кто хочет повысить свои знания и быть профи в теме электричества, быть в этой облости лидером, то заходите на данный ВИДЕО КУРС ПО ШАГАМ.

как замерять напряжение и выявлять неисправность в схеме.

Замеряя напряжение вы должны понять, какая максимальная величина может в этой точке быть.

Например: вы решили замерить напряжение с генератора идущее на аккумулятор автомобиля, то вы заведомо понимаете что все приборы в авто питаются от 12 вольт плюс минус 3 вольта, так как генератор дает немного больше напряжение, это необходимо для заряда аккумулятора и выше напряжения там быть не может, таким образом берете мультиметр выставляете на нем ближайшее большее имеющееся напряжение и как показано на картинке ниже замеряете наблюдая на дисплее результат.

Если поставить напряжение выше в нашем случае 200 вольт то ничего страшного так же не произойдет, просто вы получите менее точные замеры, но ставить ниже не советую, особенно при высоких напряжениях дабы обезопасить прибор от сгорания.

Чем будет ближе выставлен диапазон к измеряемому параметру тем вы получите более точные замеры.

Как то лет так 5 назад проводил опыт сравнивал дорогие мультиметры в ценовой категории от 8 до 15 т.р и китайские по цене не более 1000 р на образцовых приборах вольтметрах, амперметрах и т.д поверяя, измеряя основные параметры и знаете разница в погрешности у многих между ними не превышает 1%, то есть что за 500р что за 7 т.р результат в измерении практически тот же самый.

Отличие скорей всего в удобстве использования функциональности, но есть конечно бренды такие как FLUKE то их в сравнение я даже не беру это действительно хорошие приборы, с отличным классом точности, со встроенными защитами и хорошей надежностью во всех смыслах этого слова.

Попробую на примере простой схемы? приведенной ниже привести еще один пример? который покажет как выявлять причину неисправности замеряя напряжение в разных точках схемы.

Хочеться сказать что любой грамотный электронщик или автоэлектрик не полезет искать причину в сложной схеме без самой схемы, и прежде чем вам пытаться выявить сложную неисправность? попытайтесь найти схему на это оборудование млм устройство. Без схемы можно лезть опытным в цепи, в силу своего практики они уже знают какое примерно там должно быть подключение и параметры.

Продолжим дальше, на схеме видно источник питания 12 вольт и два активных световых элемента, крупные точки обозначенные красными цифрами, это места замеров напряжения.

Работаем только красным щупом а черный сидит на общем СОМ гнезде, его не трогаем вообще.

Допустим, что у нас лампа L2 не горит при нажатии тумблера S1, причин неисправности в данной схеме может быть несколько.

Идем по цепочке от источника питания

  1. Первое неисправен источник питания АКМ не выдает нужное напряжение
  2. Второе сгорел предохранитель F1
  3. Третье неисправна или сгорела кнопка S1 включения лампы
  4. Четвертое неисправна сама лампа L2

Первую причину мы исключим не проверяя, так как лампа L1 работает а источник питания у нас на две лампы один и тот же,, хотя можно для убеждения произвести замер щупом в точке №1 что при наличии напряжения 12 вольт скажет нам о исправном аккумуляторе и целостности проводников (проводов) до этой точки.

Проверяем исправность предохранителя, замеряем напряжение в точках №4 после предохранителя F1 если напряжение присутствует то предохранитель целый, но если оно присутствует но ниже 12 вольт к примеру 8 вольт то значит плохое соединение которое создает сопротивление.

Если же все норм, то идем по следующим точкам проверяем выключатель S1, переставляем щуп на точку №7 и включаем S1 если напряжение 12 вольт появилось значит вся цепь до активного элемента рабочая, исключив все варианты меняем лампу L2 и цепь вся восстановлена.

Идентично проверяем если к примеру не горил лампа L1 пробегая по точкам №3,6,9, или обе сразу при нажатии выключателя S2 пробегаем по точкам №2,5,8.

Это был простой пример поиска неисправности и замера напряжения, таким образом ищется причина и в сложных схемах, где не одна замкнутая цепь в одной схеме их может быть много...да чуть не забыл как вы уже догадались в нашей схеме три замкнутой цепи.

Если не понятно, то будет вам размышление для поиска всех трех контуров цепи данной схемы..

Измерение переменного напряжения идентично постоянному, между ними только разница в том, что переменное напряжение периодически меняет величину и направление тока.

Теперь как правильно замерять Ток и когда это необходимо.

Снова повторюсь пытаюсь объяснить доступными словами исключив умные термины так как эта статья для новичков.

Ток сам по себе не существует, он возникает при имеющемся напряжении и только при подключенной нагрузке, так как именно величина тока и зависит от нагрузки (активный элемент в цепи).

Пример: это как давление воды в замкнутом трубопроводе где поток воды циркулирует насос( представьте что насос это и есть источник напряжения а поток само напряжение) которое крутит какие нибудь лопасти (представьте что лопасти это нагрузка), чем лопасти тяжелей крутятся тем больше нужно давление (представьте что давление это тот самый Ток в электрической цепи) а вода является зарядом (электронами в электрической цепи). Думаю должно быть понятно, но для тех кто еще в танке не догоняет то пишите в комментариях попытаюсь объяснить другим способом))).

Поэтому большие токи опасны, допустим что лопасти подклинивают что происходит ?... да конечно возрастает давление не выдерживает труба и разрывается, так же и проводник перегорает разрывая цепь.

Поэтому и подбирают под свою нагрузку нужное сечение проводника и все остальные параметры, так же как и трубу под свое давление, поэтому при замере тока будьте внимательны при переключении на мультиметре.

Допустим вы хотите в автомобиле подсоединить дополнительный вентилятор, или печку а может и то и другое, то вам хотите вы или нет придется на питающую цепь поменять предохранитель, или даже проводку с большим сечением иначе проводка будет греться или часто будет гореть предохранитель.

Ниже на схеме покажу как замерить ток нагрузки на той же схеме где мы замеряли напряжение.

Как видно на схеме, ток измеряется последовательно нагрузке или как говорят еще в разрыв цепи и только в разрыв никак иначе, если вам нужно замерить ток сразу двух ламп становитесь на точки №3,4 а если одной из ламп то на точки №1,2 или соответственно №5,6.

Как заметили я не зря изобразил провод с предохранителем F2 толще других и сам предохранитель обозначил 5А, так как там будет протекать ток двух ламп, если одна лампа потребляет 1А то соответственно ток в точке №3,4 будет равняться сумме двух ламп L1 и L2.

Думаю разобрались теперь для новичков будет понимание что как измерить.

Как и для чего нужно измерять сопротивление.

Сопротивление это последний основной необходимый параметр, который нужен для начинающего радиолюбителя или человека который самостоятельно хочет выявлять простые неисправности в электронных устройствах и электросхемах.

Почему именно основной?, дело в том что напряжение, ток и сопротивление, очень сильно взаимосвязаны между собой, и друг без друга существовать не могут (так скажем три мушкетера в электросхемах) не зря еще есть закон Ома, более подробно можете прочитать про него на просторах интернета, но если будет не понятно, пишите объясню на пальцах зависимости этих трех величин, но думаю с моей статьи и так все понятно.

Где и как может понадобиться измерять сопротивление, приведу опять тот же пример на автомобиле, допустим вы решили сделать светодиодную подсветку сами на приборной панели автомобиля, но светодиоды у вас на 5 вольт, следовательно вам нужно понизить напряжение, вот для этих целей вам и придется подбирать сопротивление которая бы снизило напряжение до 5 вольт (сопротивление рассчитывается по закону Ома).

Ниже приведу снова пример на нашей схеме

В данной схеме можно определить сразу сопротивление нагрузки и понять в каком контуре неисправность, отключаем источник питания, встаем мультиметром на точки №1,2 как показано на схеме и по очередности нажимаем выключатели S1,2,3, на каком сопротивление будет отсутствовать, не показывать, в том контуре и есть неисправность, или сгорела лампа, или обрыв проводника, при включении выключателя S2 сопротивление будет меньше чем на S1 или S3 при исправных контурах цепи и нагрузочных элементов, почему меньше будет сапротивление спросите вы ?......потомуч то при паралельном соединение сопротивление уменьшаеться, а при последовательном увеличиваеться.

И последний параметр это прозвонка (проверка целостности проводников)

Ну здесь в этом параметре все очень просто, нужна для прозвонки шлейфов, или многожильных кабелей очень удобно, к примеру в автомобиле наверху капота при открывании висит подсветка светодиодная а шлейф к нему тянется с салона, при частом открывании во время эксплуатации, у шлейфа может переломиться какой нибудь провод и вы не знаете какой, в этом случае вам и поможет прозвонка снимаете шлейф и вычисляете какой провод, потом его или восстанавливаете или меняете.

Хочу сразу дать совет, не покупайте мультиметры без звуковой прозвонки ну оооочень не удобно в некоторых моментах, потом на практике на своем опыте поймете почему.

НАДЕЮСЬ СТАТЬЯ БЫЛА ПОЛЕЗНА, Я ПОСТАРАЛСЯ ПО ПРОСТОМУ СВОИМИ СЛОВАМИ ОБЪЯСНИТЬ СУТЬ ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН МУЛЬТИМЕТР, А ТАКЖЕ ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ

В заключение желаю всем меньше поломок в электронном оборудовании, а если они случаются то быстрого выявления и устранения причин неисправности.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение